Перерасчет пенсий Печать
15.09.2010 14:52

Предостережение! Это лишь краткий очерк в целом о понятии расчета размера пенсии параллельно расчету/начислению, которое осуществляют региональные управления Пенсионного фонда Украины. По содержанию статья ориентирована на людей, которые впервые столкнулись с подобными вопросами, стремятся разобраться в новых для себя терминах, получить общее понимание ситуации, определиться в дальнейших действиях по защите своих прав в соответствии с действующим законодательством.

В дальнейшем употребляется понятие "перерасчет пенсии", под которым, в зависимости от контекста, может подразумеваться перерасчет, проведенный в управлении пенсионного фонда или частные расчеты размера пенсии.

Понятно, что в повседневной жизни первую роль играют не столько принятые Верховной Радой законы или постановления ПФУ, а сам размер начисленной пенсии. Предлагаю начать с источников финансирования пенсионных выплат. История становления нынешнего способа пенсионного обеспечения началась с распадом Советского Союза созданием Украинского республиканского управления Пенсионного фонда, в 1991 году региональных органов и, собственно, началом выплаты пенсий не средствами госбюджета как отдельной статьи вместе с другими социальными выплатами, а средствами Пенсионного фонда. В дальнейшем разработка пенсионного реформирования происходила в соответствии с введенной в большинстве европейских стран программой Международного валютного фонда, проектированием которой в Украине занималась компания ПАДКО при поддержке USAID. Результатом многих лет работы и финансирования многочисленных средств стало принятие Закона Украины «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» 14.01.1998 года, принятия основного пенсионного закона от 01.01.2004 года. По существу происходит переход от системы пенсионного обеспечения к системе пенсионного страхования, принципов системных выплат от государственных пенсий в пенсионные выплаты средствами Пенсионного фонда как независимой неприбыльной организации. Трудно возразить - пенсионное реформирование в Украине направляется положительным путем, несмотря на многочисленные недостатки, придерживается идеи общечеловеческой солидарности и субсидирования - однако катастрофические экономические, демографические, культурные кризисы последних десятилетий обусловили нынешние реалии взаимоотношений граждан с органами государственной власти и региональными управлениями Пенсионного фонда (которые в свою очередь, на общем фоне нехватки денег, нередко руководствуются собственным толкованием действующих законов, по сути уклоняются от их выполнения, как говорят, «до законодательного урегулирования вопроса ...»).

Состояние нашкго общества общеизвестно, в частности тот факт, что Вы читаете статью на сайте «Юридическая консультация», которая называется «Перерасчет пенсий», и само существование этой статьи - свидетельствуют об определенных проблемы системы пенсионного страхования в целом

. Итак, ситуация порождает проблемы, проблемы - спрос, спрос - предложение. Многим не удается разобраться среди подводных камней пенсионного законодательства без квалифицированной консультации и немало юридических фирм предоставляют такую услугу. Однако, если уж пенсионер решает обратиться к юристам "за перерасчетом пенсии", расчетом ее размера, самое главное, о чем нужно позаботиться - это далеко не стоимость услуг специалиста или соответствующие гарантии качества, а о самом осознании необходимости этого шага. К тому же существуют мошенники, которые могут за определенное вознаграждение сделать перерасчет размера пенсии, предоставив результат вычислений, который иногда представляет собой просто произвольный набор цифр (не забывайте, что проведение расчета размера пенсии в первую очередь является работой Пенсионного фонда и в любом случае прежде чем обращаться к частным фирмам стоит пообщаться с инспектором по месту жительства).

Приведу ряд причин провести расчет размера пенсии параллельно услугам расчета пенсионного фонда:

- Желание вывести больший коэффициент зарплаты во время оптимизации пенсии (выбора оптимального периода зарплат для исключения из расчета, выбора пяти лет до периода персонификации с большими коэффициентами зарплаты) - такая практика вызвана случаями, в которых инспектора пенсионного фонда из предоставленных справок о пяти лет зарплат выбирают ту справку, которая в целом дает лучший коэффициент и игнорируют то, что часто больший коэффициент даст применение в расчете данных, взятых из различных справок, если они касаются одного непрерывного периода (по сути не вводят в программу все данные, предоставленные пенсионером); после перерасчета пенсии работающего пенсионера пенсионный фонд иногда применяет те же периоды зарплат, которые исключаются из расчета, применяемые при начислении, хотя новая оптимизация (с учетом новых данных о заработных платах) также может повлиять на общий коэффициент т.п.;

- Оптимизация налоговых выплат предпринимателей - предварительные расчеты полезны для оптимизации налоговых отчислений с декларируемой заработной платы предпринимателей, которые планируют выйти на пенсию. Сравнение различных вариантов запланированных отчислений в соотношении с тем, как они повлияют на будущий размер пенсии, дает возможность оптимизировать такие выплаты. Например имеют место случаи, когда отчисления в определенном периоде в максимальном размере, который берется для расчета пенсии (максимальная зарплата для расчета, если заработная плата за соответствующие периоды больше - для расчета берется установлен максимальный размер) по сути являются невыгодными предпринимателю;

- Необходимость иметь дополнительную информацию во время судебного производства (в частности в Европейском суде по правам человека), такую как расчет размера материального ущерба, причиненного неправомерными действиями управления пенсионного фонда;

- Желание дополнительно убедиться в том, что пенсия начислена в соответствии с законодательством.

Кроме того замечу, что в большинстве ситуаций, требующих определиться относительно дальнейшего поведения в решении пенсионных вопросов, чрезвычайную превентивную пользу имеет ознакомление с основными пенсионными законами (ссылки на них можно найти на нашем сайте). Многочисленные статьи в сети интернет, в том числе этот текст, часто содержат отдельные выдержки из Закона, не описывая при этом общую картину, представляют собой субъективное обобщения автора по тому или иному вопросу – в то же время собственно законы содержат исходные данные, которые в большинстве случаев дают исчерпывающие ответы в конкретной ситуации во всей ее полноте. Знание положений законодательства необходимо на всех этапах разрешения конфликтов с пенсионным фондом, результаты частных расчетов не выполняют функции официальных документов - только источника информации, которую можно использовать.
Часто лишь поверхностного ознакомления с документами достаточно для понимания того, есть ли необходимость делать перерасчет. В качестве примера приведу ситуацию с пенсионерами, которые получили право на пенсию в девяностых годах и не работали с тех пор, сейчас получают пенсию в минимальном размере - к сожалению, в большинстве случаев ни один параллельный расчет не проявляет способа установить больше минимального размер пенсии и часто единственная возможность переступить этот порог появляется с получением права на перерасчет с нынешними показателями средней заработной платы и величины оценки одного года страхового стажа. К тому же замечу, что знание законов, ознакомление с данными, содержащимися на сайте комитета статистики достаточно, чтобы провести перерасчет размера пенсии самому. В пенсионном фонде расчет осуществляют специалисты, имеющие соответствующую квалификацию и опыт работы, однако определенный законами порядок исчисления размера пенсии вполне доступен.

Начав действия по проверке на соблюдение законности при начислении пенсии, следует морально настроиться на то, что в случае выявления нарушений, вызванные их основе конфликты граждан с Пенсионным фондом условно можно разделить на две категории. В первом случае их можно решить только в судебном порядке. В таком случае другие пути обманчивые - удовлетворяются далеко не все вопросы, некоторые из них можно решать годами.

По второй категории дел инструктивные разъяснения, которыми руководствуются работники пф в своей работе в подавляющем большинстве случаев не препятствуют урегулированию спора в внесудебном порядке. К ним условно можно отнести: "отказ" от пятилетки до 01.07.2000 года; выбор другой пятилетки (для расчета можно брать любые пять лет зарплат до 01.07.2000 года); изменение периода оптимизации (периода зарплат , исключенного из расчета); включения к пенсионному делу и расчету новых данных.

Не следует рассчитывать, что перспективу решения спорного вопроса, можно выяснить непосредственно пообщавшись с инспектором пф, ведь информация, полученная при устном общении изначально не несет в себе юридической силы и в дальнейшем не может быть использована в качестве доказательства, пенсионер в таком случае не сможет предоставить ни одного документа, который бы подтвердил, что он получил ту или иную информацию от работника пенсионного фонда. В совокупности с тем, что часто такая информация разнится с официальной позицией, изложенной письменно, изначально верным решением будет "общения " с учреждениями пенсионных фондов только в письменной форме, даже если требуется только консультация или уточнения. Это также касается требований к пенсионеру преподнести различные справки, выписки, подтверждения и т.д., делать запросы по ним является одной из обязанностей Пенсионного фонда. Письменный ответ не только предоставляет аргументированное разъяснение по сути - это документ, который может быть использован в интересах пенсионера, и часто именно отсутствие такой переписки с пенсионным фондом исключает положительное урегулирования спора.

Судебная практика по пенсионным вопросам в Украине, в свою очередь, достойна внимания голливудских сценаристов, иначе нельзя назвать ситуацию, когда повод подать в суд возникает у целых категорий пенсионеров, а некоторые из них оказываются в ситуации, когда честно отработав всю жизнь и получив право на пенсию вынуждены сначала посетить юристов, потом суд и только тогда сберкассу. В первую очередь это касается пенсионеров, на которых распространяются действия законов "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы"; "О социальной защите детей войны"; работающих пенсионеров, которым не повезло делать перерасчет пенсии в период с 2009 года; пенсионеров, которые работали по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей в периоды, когда не проводилась аттестация рабочих мест и многих других, в частности часто не выполняются нормы законов "О научной и научно-технической деятельности", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", "Об образовании", "О государственной службе".

Ликвидаторам аварии на ЧАЭС выплачивается ежегодное пособие на оздоровление в размере, не соответствует установленному законом, в значительно меньшем размере. К тому же законом предусмотрено право компенсировать средства за организацию самостоятельного санаторно-курортного лечения. Похожая ситуация происходит с выплатой повышений к пенсии детям войны.

В случае, если пенсионер после назначения пенсии продолжал работать, и получил дополнительно 24 месяца страхового стажа, производится перерасчет размера его пенсии, в исчислении которого применяется "показатель средней заработной платы работников в среднем на одно застрахованное лицо в целом по Украине ... за календарный год, предшествующий году перерасчета пенсии". Однако пенсионные фонды при пересчете в период с 2009 года применяют показатель средней заработной платы за год (средний за три года) предшествующий году назначения пенсии или 2007 год. Примерное количество денег, которые пенсионер в этом случае недополучает ежемесячно, можно рассчитать на калькуляторе двумя операциями вычитания и одной умножения. Допустим есть начисленный размер пенсии, но мы не делаем параллельного пересчета, поэтому ни величина личного среднего заработка для расчета пенсий, ни коэффициент страхового стажа нам не известны. Вычтем из имеющегося размера пенсии доплату за сверхнормативный стаж (если пенсия больше минимальной, его величина будет состоять добавлением по одному проценту от минимальной пенсии за каждый год сверхнормативного стажа, с января по октябрь 2009 размер минимальной пенсии составлял 544 гривны, в ноябре и декабре 573 грн., с января по март 2010 года 695 гривен, апрель-июнь 706 гривен, июль-сентябрь 709 гривен; в октябре и ноябре 723 гривны; декабрь - 734 гривны, с января 2011 года - 750 гривен) и доплату в связи с особым статусом, если таковая имеется. Результат умножим на 1,31395 (соотношение средних заработных плат) если перерасчет делался в 2009 году, 1,37776 если в 2010 году и т.д., более подробную информацию Вы можете получить в статьях Перерасчет пенсии работающим пенсионерам и О судебной практике по делам о перерасчете пенсии работающим пенсионерам. Разница между результатом, полученным после умножения и результатом, полученным после вычитания и является количеством, которое искалась.

Подытожу: способом и порядком расчета размера пенсии следует интересоваться и соответственно контролировать работу пенсионного фонда по этому вопросу, ведь нередко эти действия могут повлиять на размер пенсии в сторону ее увеличения, не обязательно путем обжалования в суде.

Обновлено 08.09.2015 09:39